Бразильские выходные для гонщиков и технических команд оказались крайне информативными. Удалось эффективно поработать со всеми составами, а также с самыми разными типами шин. Благодаря этому для Pirelli смогли собрать множество полезных данных. Комментарии дал Марио Изола, который отметил, что в воскресенье проходило максимально напряжённо. По его словам, в прошлом команда проходила квалификацию и затем отправлялась на гонку буквально в рамках одного дня, однако это ещё не проходило настолько рано и в довольно сжатые сроки. Будильники начали звенеть ещё задолго до рассвета; подобный подъём оказался несколько экстремальным для многих и стал настоящим вызовом.

Марио решил, что необходимо поблагодарить всех, кто усердно трудился, чтобы программа оказалась выполненной на все 200% даже в дождливую погоду с постоянно меняющимися параметрами окружающей среды. Он ответил, что посмотреть на происходящее собралось почти три сотни тысяч зрителей, и это отдельно поражало само по себе. Марио убеждён в том, что они, а также все, кто наблюдал за происходящим по телевидению и в соцсетях, порадовались тому, какое зрелище представили квалификация и гонка. Эмоции были очень бурными, и всё это характерно для ситуации, когда мастерство пилотов подчёркивается дополнительно дождём.

На каких сведениях сосредоточились?

Что же касается технической стороны, то после Бразилии была собрана масса интересной информации, которая непременно поможет команде Mercedes. В частности, во время квалификации можно было увидеть в действии промежуточные шины, а потом и дождевые. Это позволит лучше подготовиться к будущим этапам подобного рода, а также станет понятнее рабочий диапазон. В гонке случился момент, когда можно было сравнить между собой две разные резины и их характеристики, поскольку далеко не все успели поменять шины так быстро, как менялись условия.

Марио отметил, что дождь несколько раз начинал лить интенсивнее и затем полностью забывал. В итоге новое покрытие не смогло справиться с этой ситуацией, из-за чего уровень сцепления оказался невероятно слабым. Плюс вода смешалась с маслянистым слоем, характерным для очень свежего асфальта, что стало причиной многочисленных проблем для целого ряда гонщиков, а также для нескольких аварий. Особенно сильно в этом плане повезло команде Williams. Хочется отметить, что проблемы наблюдали далеко не только у них. Однако, на взгляд специалиста, шины в целом справились с поставленными задачами. В любом случае информация оказалась очень полезной и любопытной.

Вопрос шин

Стоит отметить, что в Формуле-1 именно у резины ключевая роль в производительности. Шины классифицируются по целому ряду категорий в зависимости от характеристик и назначения. Среди популярных есть слики. Если выбрать категорию «Хард», то необходимо отметить, что у неё самое низкое сцепление, однако такая модель способна справляться с повышенной нагрузкой и очень слабо подвержена износу. Обычно её применяют на трассах при высоких температурах и сухой погоде, когда сцепление не доставляет проблем.

Если говорить о среднем параметре или о медиуме, то в этом случае можно наблюдать оптимальный баланс между износостойкостью и сцеплением. Довольно стандартное решение для большинства гонок можно назвать универсальным. Софт весьма комфортен для пилота: в большинстве случаев они дают максимум сцепления, но довольно быстро выходят из строя. Поэтому их обычно используют для спринта или квалификации, особенно хорошо показывают себя на первых кругах гонки.

Что касается дождевых шин, то они делятся на интермедии, которые используются на трассах с лёгким дождём или в ситуациях, когда влажность воздуха повышена. У них есть небольшие канавки для отвода воды, благодаря чему пилот сохраняет управляемость машины даже в трудных условиях. Однако в ситуации, когда речь идёт о настоящем дожде, обычно применяются полноразмерные дождевые шины. У них довольно глубокие канавки, что гарантирует максимальное сцепление. Кроме того, есть резина для тренировок, которая позволяет тестировать самые разные характеристики трассы.

Значение и подбор

Шины в Формуле-1 – это не просто часть болида, а, можно сказать, душа гонки. Они играют ключевую роль в каждой гонке, а их выбор и стратегия управления – целая наука, в которой важен каждый нюанс. Компании-поставщики (Pirelli) создают особенные составы, способные выдерживать экстремальные нагрузки и температуры, которые можно встретить только на трассах Формулы-1. Однако универсальных шин не бывает, и от того, какие покрышки выберет команда, может зависеть весь расклад гонки.

Каждый сезон Pirelli предоставляет командам несколько типов шин, которые различаются составом и предназначением. Основные – это «сухие», которые делятся на пять уровней жёсткости, от самого мягкого (C5) до самого жёсткого (C1). Чем мягче шина, тем лучше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается. Жёсткие модели, напротив, держатся дольше, но требуют от пилота особого контроля и не дают такой же манёвренности, как мягкие. Выбор между ними всегда основан на специфике трассы, погодных условиях и даже особенностях конкретного болида: у некоторых команд шины изнашиваются быстрее, а у других – медленнее, что накладывает свой отпечаток на стратегию гонки.

Для влажных условий существуют специальные дождевые шины – intermediate (переходные) и wet (дождевые). Первые применяются на трассах с лёгкой влажностью, когда покрытие ещё не полностью затоплено, но уже слишком скользкое для обычных шин. Wet предназначены для настоящих ливней и созданы для максимального отвода воды из-под колёс. Эти шины буквально «разрезают» слой воды, давая болиду сцепление, необходимое для уверенного прохождения поворотов. Однако, как только трасса начинает подсыхать, такие модели становятся бесполезными, их сцепление падает, и они начинают изнашиваться с невероятной скоростью, оставляя крупные куски резины на покрытии.

Выбор шин на каждую гонку – это целое искусство, которое требует учёта всех деталей: температуры воздуха и асфальта, длины трассы, типов поворотов и потенциальных погодных изменений. В формуле тактики такого подбора важен и элемент неожиданности, так как погодные условия на трассе могут измениться в считаные минуты. Команды должны предвидеть возможные изменения и держать наготове разные комплекты шин, чтобы в случае непредвиденного дождя или резкого повышения температуры сделать своевременную замену и сохранить позиции.

Однако шины – это не только выбор состава, но и управление износом. Современные гонщики в Формуле-1 должны уметь чувствовать резину, понимать, когда сцепление начинает ухудшаться и когда настало время менять комплект. Это ощущение приходит только с опытом, ведь даже самые современные датчики и телеметрия не всегда могут предугадать, насколько изношены шины в реальном времени. Опытные пилоты, скажем, как Льюис Хэмилтон или Фернандо Алонсо, умеют «бережно» расходовать шины, зная, как распределить износ на протяжении гонки, и именно это мастерство нередко становится их козырем в борьбе за победу.

Погодных условиях и даже

Колеса также влияют на динамику болида. Например, на трассах с множеством острых поворотов мягкие виды могут помочь гонщику эффективнее выходить на прямые и разгоняться. Но если трасса больше полагается на длинные прямые участки, то жёсткие шины могут стать более удачным выбором, позволяя держать скорость на протяжении длительных отрезков. Некоторые команды даже могут менять стратегию резины по ходу гонки: начав на жёстких для экономии ресурса, они потом переходят на более мягкие, чтобы гарантировать дополнительную скорость на последних кругах.

Стратегия выбора шин – это всегда ставка на риск. Ошибка с типом или неправильный момент для замены может обернуться для команды катастрофой. Но грамотно подобранные шины могут стать тем самым оружием, которое создаст гонщику преимущество, даже если его болид уступает в мощности. Именно поэтому команды тщательно изучают каждый тип, проводя тесты на разных трассах и пытаясь найти оптимальные настройки для максимальной эффективности.