Гонщик команды Red Bull Макс Ферстаппен продемонстрировал, что способен после квалификации к спринту занять четвёртое место. Это стало несколько разочаровывающим моментом для него, поскольку пилот всерьёз настроился на возможность набрать очки именно благодаря этим заездам. Хотя нельзя сказать, что сейчас всё потеряно, ещё есть возможность интеграции, но данная позиция не будет верхом мечтаний трёхкратного чемпиона мира.
У многих, включая завзятых болельщиков нидерландца, возникли вопросы по поводу такого результата. Пилот отметил, что трасса оказалась просто ужасной и буквально изобиловала кочками. Можно было бы это списать на дурной характер Макса и его участившееся в последнее время стремление жаловаться, однако другие пилоты говорили аналогичное. Возможно, это всеобщий заговор спортсменов, либо действительно с покрытием что-то не так.
Он отметил, что после того как асфальт ради подготовки этапа Гран-при полностью переложили, проблем с неровностями стало даже больше, чем было раньше. Ситуацию усугубляет то, что Серхио Перес квалифицировался вообще тринадцатым. Для последнего проходящий сезон стал далеко не самым лучшим. Многие журналисты ехидно комментируют неудачи, которые буквально преследуют пилота, вопросами о том, знает ли он, что нужно делать с болидом.
Мнение Ферстаппена
Макс сообщил, что как только он стартовал, стало понятно, что наблюдаются проблемы со скоростью. Удерживать темп относительно безопасным способом на высоком уровне было проблематично, особенно трудно оказалось сохранять управление автомобилем, когда речь шла о кочках. Он отметил, что организаторы действительно постарались: они полностью переложили асфальт, но из-за этого возникли серьёзные проблемы. Всё стало намного хуже по сравнению с тем, что было раньше. Буквально на протяжении всего круга наблюдаются экстремальные кочки, машина просто подпрыгивает, и это плохо сказывается на её состоянии.
Гонщик начал переживать за днище, которое периодически скользило по асфальту. Плюс, когда машина подпрыгивала, приходилось тратить время на стабилизацию, что отнимало много сил. В итоге результат оказался далеко не таким, как хотелось бы. Когда у Макса уточнили, как именно справлялись с такими условиями другие пилоты, он отметил, что на соответствующие проблемы жаловались многие. Однако здесь уже возникает вопрос о том, насколько каждая машина больше или меньше подходит для таких условий. Большое значение также приобретает опыт гонщика: некоторые лучше умеют справляться с неровной поверхностью, и для них это не становится таким сюрпризом.
Макс, безусловно, умеет работать с самыми разными трассами, но он не ожидал, что всё будет настолько плохо. Когда у нидерландца спросили, что конкретно он не ждёт из следующего дня, Макс совершенно честно признался, что не имеет понятия, на что именно нужно настраиваться. Если довольно много начинаешь уступать на одном конкретном круге, то уже начинаются проблемы. У него было неплохое настроение перед бразильским этапом, но сейчас появились сомнения в том, чего конкретно получится добиться. Хотя безусловно, он не собирается уступать и будет продолжать бороться на максимуме.
В любом случае Макс планирует выложиться, и ему довольно интересно, как для него пройдёт спринт. Он ответил, что на ситуацию может сильно повлиять погода, однако не знает, случится ли это в рамках спринта или несколько позже, поэтому сейчас загадывать не видит особого смысла.
Что сказал Перес?
Комментарии дал также второй пилот команды Mercedes Серхио Перес, который пришёл в данном случае тринадцатым. По его словам, первая часть квалификации проходила достаточно неплохо, однако, чем дальше, тем больше появлялись проблемы с балансом. Эта неприятность на данной трассе характерна для большого количества пилотов, причём жаловались на неё представители самых разных команд. В настройки были внесены лёгкие коррективы, что позволило решить проблему слабой поворачиваемости, которую в первую очередь спровоцировало состояние покрытия.
В итоге всё произошедшее сказалось на программе, и у него не вышло справиться со вторым кругом достаточно быстро. Однако Серхио намерен откорректировать свои действия и учесть ошибки, чтобы добиться лучшего результата.
Что ещё надо учитывать?
Если говорить о покрытии трассы, то его можно назвать одним из основных факторов, влияющих на результат гонки. Ведь от состояния дороги зависит как сцепление, так и управляемость машины. Всё это непосредственно влияет на возможности гонщиков и, собственно, на безопасность пилотов. Поэтому к проведению соответствующих работ нужно подходить максимально осторожно. Поверхность должна быть идеально ровной; появление любых кочек свидетельствует о плохой работе организаторов.
Правильно сделанное покрытие позволяет командам настроить машины для идеального сцепления и уменьшить риски. У каждой трассы есть свои особенности покрытия. Например, это характерно для трассы в Монце: здесь очень важно не слететь с дороги, поскольку вероятность такого развития событий достаточно высокая. В Барселоне можно увидеть определённую зернистость, которая даёт возможность больше маневрировать и повышать скорость на поворотах, но одновременно это означает повышенный износ резины, что тоже нужно принимать во внимание.
В любом случае шины должны цепляться за поверхность; это помогает машине вести себя стабильно на очень высокой скорости. Однако вне зависимости от того, о каком именно покрытии идёт речь, важно, чтобы оно сохраняло целостность. Любое появление кочек, трещин или других неровностей сразу означает угрозу для гонщиков. Им приходится бороться не только с конкурентами, сколько с самой трассой, и это становится неприятным открытием для многих. Кочки оборачиваются кошмаром, особенно когда речь идёт о неблагоприятных погодных условиях. Например, в дождь разогнаться и показать невероятную скорость становится крайне проблематично.
Если поверхность неравномерная, то болид начинает буквально подпрыгивать, и пилоту приходится тратить дополнительное время на то, чтобы выровнять машину и справиться с ситуацией. Всё это чревато довольно серьёзными потерями контроля. При таких условиях шины начинают контактировать с трассой неравномерно, что заметно снижает сцепление и уменьшает стабильность автомобиля. Происходящее становится по-настоящему непредсказуемым и опасным: когда колёса машины начинают подскакивать, сцепление уменьшается. Причём для кого-то это происходит довольно резко, особенно если речь идёт о трассе, с которой он не очень хорошо знаком. В этот момент спортсмен фактически утрачивает управление: машина перестаёт слушаться руля.
Особенно рискованно это, когда речь идёт о пространстве для торможения или же в районе поворотов. Там даже не самая большая ошибка в траектории может повлечь за собой вылет или столкновение с барьером на высокой скорости. И не стоит забывать о том, что всё это даёт повышенную нагрузку на подвеску.
Как следствие, начинаются проблемы с технической частью – машина может выйти из строя, и пилоту придётся покинуть гонку прямо в процессе. Речь идёт о довольно сложной и одновременно хрупкой системе, которая настроена на конкретные нагрузки. Если же она будет страдать от резких ударов из-за неровностей, то возможны разные неприятные последствия, в том числе усталость металла, что периодически случается. Так что гонщики вынуждены принудительно сходить с дистанции из-за того, что подвеска не справилась с целой серией ударов на неровном участке.
Когда речь идёт об экстремальных случаях, из-за повреждения подвески для пилота всё может завершиться сходом, но потенциально возможна и довольно серьёзная авария. Не стоит забывать о том, что кочки также негативно сказываются на физическом состоянии пилота, ведь это увеличивает нагрузку на тело. Спортсмен сталкивается с постоянными ударами и вибрациями, и всё это передаётся на руки, шею и позвоночник. Возрастает усталость, негативное давление. В некоторых случаях появляется риск серьёзных травм: когда пилот вынужден терпеть постоянные удары, ему приходится больше тратить сил на то, чтобы сохранять высокий уровень концентрации, и это истощает гораздо быстрее, чем, когда речь идёт о ровной трассе.
По мере накопления усталости возрастает и вероятность допустить значительную ошибку. Причём речь идёт о недочёте на огромной скорости, что может стать по-настоящему опасным. Команды обычно тщательно анализируют состояние поверхности перед гонками, чтобы учесть это в настройках.
Если же трасса расслаблена наличием кочек в большом количестве, то инженеры могут ослабить жёсткость подвески. Благодаря этому она как бы станет мягче и лучше начнёт реагировать на неровности, но подобное решение может негативно повлиять на управляемость машины. Это особенно сказывается на прямых, когда речь идёт о сверхвысоких скоростях. В некоторых случаях также появляются проблемы и на особо резких поворотах, где требуется предельно высокая точность и умение маневрировать. В итоге специалисты ищут оптимальный компромисс между комфортом пилота и способностью проходить дистанцию на высокой скорости.