Бразильский этап будут очень долго вспоминать. Причём если поклонники Макса Ферстаппена восхищены, поскольку для него гонка вышла динамичной и в хорошем смысле слова агрессивной, то болельщикам остальных команд не так сильно повезло. У Уильямс настоящая трагедия: три аварии. У Ferrari всё несколько лучше, но только по сравнению с другими командами. Для начала до финиша смог добраться лишь один из пилотов – Шарль Леклер, который пришёл пятым. В то же время опытный Карлос Сайнс не справился с управлением, слетел с трассы и довольно сильно повредил машину, не добравшись до тридцать восьмого круга.

За каждую долю

Комментарии от команды Ferrari

Фредерик Вассер, руководитель команды Ferrari, дал журналистам комментарии по поводу того, что конкретно они все увидели и как это можно интерпретировать. На его взгляд, у команды были все возможности получить гораздо больше очков. Например, если бы Карлос мог добраться до финиша вне зависимости от конкретной позиции, также можно было бы выбрать лучшие моменты для пит-стопа. Однако в целом, по мнению Фредерика, разница бы не была слишком значительной. Уикенд откровенно не задался: было ожидание, что погода окажется иной, и это предопределило выбор в плане уровня давления воздуха в шинах.

Аналогичное можно было увидеть на примере Макларена. Они на старте ехали довольно быстро, но потом начали активно терять темп. С Alpine всё было аналогично. В подобных ситуациях очень многое предопределяется сделанным выбором, и далеко не всё складывается так, как хочется. Однако это нельзя назвать катастрофой для общего положения в чемпионате. Он отметил, что Карлос остался на пятой позиции в личном зачёте, а Ferrari сохранила второе место в Кубке конструкторов. Следовательно, сейчас ещё остаются математические шансы побороться за лидерство.

Настрой на лучшее

К тому же руководитель отметил, что в Лас-Вегасе для них будет складываться более оптимальная ситуация. Есть время восстановить машину, а пилотам отдохнуть и прийти в себя. Фредерик указал на необходимость проработать ситуацию с ездой на мокром асфальте: машина довольно плохо слушается Карлоса, и в данном случае требуется подумать над тем, что ещё можно исправить. С рестартом Шарль справился просто великолепно; руководитель отдельно его похвалил за этот момент. Он обратил внимание на то, что пилот смог опередить Норриса и Джорджа Рассела, однако после этого ситуация несколько поменялась.

Mercedes вырвался вперёд, и дальше уже Шарлю Леклеру пришлось защищать свои позиции. Это довольно стандартная ситуация: смена шин по ходу движения отдала свои результаты. В итоге под конец круга проходили примерно на 0,7 секунды быстрее Макларена. Однако точно сказать, сколько времени можно было проехать до начала ливня, объективно трудно. Необходимо определиться, но в этом случае всегда есть риск – напоминает ставку, в которой ты можешь крупно проиграть.

Самое главное в происходящем – это осознание того, что делают, и ответственность за выполненный выбор. Что же касается последней серии из трёх гонок, то в общей сложности руководитель считает, что команда неплохо поработала. Итоговый результат его устраивает: команда заработала больше очков по сравнению со всеми остальными, и это самое важное позитивное достижение. Плюс Ferrari очень много вложилась в подготовку к завершающим этапам, благодаря чему конец сезона должен пройти благополучно.

Трасса в Лас-Вегасе команде подходит намного больше, плюс там ожидается сухая погода. Благодаря этому пилоты надеются заработать большое количество очков и вполне вероятно даже вырваться вперёд или как минимум упрочить своё положение на данный момент в чемпионате. Происходит по-настоящему захватывающая борьба; её ведут топовые команды, и она будет продолжаться до финальной гонки. Однако хотелось бы также поздравить Alpine. Он отметил, что у них проходит сейчас довольно тяжёлый сезон, но это не помешало ребятам собраться и в Бразилии показать отличные результаты.

В любом случае руководитель команды считает, что сейчас ещё не время расслабляться. Сначала необходимо показать всё, на что ребята способны, и для этого у них есть огромное количество возможностей. Что же касается трассы Лас-Вегаса, то она довольно интересна сама по себе: здесь трек проходит через город, что создаёт определённый благоприятный фон. Обстановка довольно красивая и легко узнаваема всеми поклонниками Формулы-1. Однако, что немаловажно, она отличается оригинальной смесью сложности и безопасности.

Плюс в конце ноября погода практически всегда благоприятна: сухая и в меру солнечная. Поэтому никаких серьёзных проблем для гонщиков не создаётся. А неудачи нужно просто пережить и начать двигаться дальше. Такие периоды бывают в жизни каждой команды.

Что делать, когда всё идёт не так?

Справляться со стрессом и неудачами в Формуле-1 – это мастерство, доступное не каждому, потому что давление здесь намного выше, чем в любых других гоночных сериях. Для пилотов стресс становится постоянным спутником, и ключ к успеху заключается в умении превратить это давление в источник мотивации, а не в источник слабости. Каждый гонщик знает, что неудачи неизбежны, будь то технические проблемы, аварии или просто плохой день на трассе, и что каждое поражение – это всего лишь ступенька к следующим победам. Лучшие пилоты учатся принимать неудачи, анализировать их и двигаться дальше с тем же азартом и жаждой победы, с которой они выходили на стартовую решетку.

Одним из способов справляться со стрессом для гонщиков является профессиональная поддержка: многие топовые пилоты работают с психологами и коучами, которые помогают им сохранить концентрацию и правильный настрой. Психологическая устойчивость в Формуле-1 – это не просто навык, а жизненная необходимость, и здесь огромную роль играет правильная ментальная подготовка. Пилоты учатся фокусироваться не на негативе, а на том, что они могут улучшить и изменить в будущем. Вместо того чтобы зацикливаться на ошибках, они используют их как материал для роста и саморазвития. Психологический тренинг помогает гонщикам сохранить ясность ума и уверенность в своих силах, что особенно важно, когда речь идет о напряженных гонках и постоянной борьбе за каждую долю секунды.

Понимание того, что ошибки – это часть процесса, отличает успешных гонщиков от тех, кто сдается под давлением. Даже величайшие чемпионы Формулы-1 совершали ошибки, и это нормально: спорт на таком уровне невозможен без падений, которые потом приводят к взлетам. Гонщики, у которых был долгий и успешный путь, прекрасно знают, что неудачи учат лучше, чем победы, ведь они показывают, где находятся слабые места и что можно улучшить. Разбор неудач, который обычно проводят после гонки вместе с командой, превращается в ритуал: инженеры и пилоты работают вместе, чтобы найти, что пошло не так, и как это исправить. Вместо того чтобы винить себя или других, гонщик и команда объединяются, чтобы сделать выводы и подготовиться к следующим заездам.

Тренировки, медитации и даже специальные дыхательные техники также играют роль в борьбе со стрессом. Перед гонкой пилоты часто используют методы расслабления, которые помогают привести тело и ум в состояние готовности. Умение расслабляться и контролировать своё дыхание позволяет справляться с волнением и держать пульс под контролем, ведь даже на самой стартовой решетке пульс гонщика может доходить до 170 ударов в минуту – это серьёзная нагрузка на организм. Правильные дыхательные практики помогают снизить напряжение и обрести ясность перед стартом, что позволяет начинать гонку в более спокойном состоянии.

Но, пожалуй, самое важное для гонщиков – это поддержка команды и чувство, что они не одни в этом сражении. В Формуле-1 пилот всегда окружён людьми, которые верят в него и помогают ему достигать результатов. После неудачных гонок общение с инженерами, механиками и менеджерами помогает пилоту справиться с разочарованием и настраивает его на следующие заезды. Команда напоминает гонщику, что каждый неудачный заезд – это шанс улучшить себя и найти новый подход, и что победы складываются из множества поражений, которые делают гонщика сильнее и опытнее.

Что будет дальше?

Многие болельщики и даже сами пилоты с нетерпением ждут следующего этапа Гран-при текущего сезона в Лас-Вегасе. Яркая, шумная и немного взбалмошная атмосфера помогает расслабиться и вместе с тем проникнуться определённым неповторимым драйвом, который буквально увлекает. Здесь всё как будто бы наполнено особой атмосферой элегантного риска и зрелищности.

В этом городе обитает огромное количество людей, прекрасно разбирающихся в разных аспектах азарта, поэтому неудивительно, что Формула-1 стала органичным элементом постоянно происходящего здесь вечного праздника. Трасса была разработана именно для демонстрации всей мощи болидов и для создания как можно большего количества пространства, в рамках которого получится проводить эффектные манёвры и яростные обгоны. Маршрут подразумевает большое количество прямых участков, что даёт возможность развивать огромную скорость. Зрители смогут собственными глазами увидеть, на что способны эти машины в настоящем.

Однако трасса была бы откровенно скучной без технических частей. Здесь необходимо в первую очередь демонстрировать мастерство пилотирования и точность, особенно на острых углах. Для Лас-Вегаса характерен в некоторой степени непредсказуемый климат пустыни, и, хотя все предполагают, что конец ноября здесь будет довольно сухим, никто не удивится, если погода неожиданно переменится. В итоге гонка может стать намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Что же касается ночного времени, то периодически соревнования или квалификации проходят в тёмное время суток. Для Лас-Вегаса характерно огромное количество ярких фонарей, что только добавляет эффектности происходящему. Причём как и во многих пустынях, небо здесь кажется особенно глубоким и тёмным, а благодаря яркости неоновой подсветки это добавляет ощущение попадания в фантастический фильм или красочный комикс.

Организаторы постоянно придумывают что-то новое для торжественной церемонии открытия и закрытия. Они обставляют каждую гонку какими-то интересными фишками: это может быть лазерное шоу с невероятными иллюзиями и контрастами цвета и тени. Оно довольно долго было популярным, сейчас несколько пошло на спад, но всегда может снова вернуться в тренд. Плюс организаторы никогда не сообщают о таких сюрпризах, чтобы держать как гонщиков, так и зрителей в тонусе. Это может быть световое шоу с другими спецэффектами, что тоже добавляет своёобразный подход к событию.

В любом случае каждый момент со стороны организаторов чем-то интересен, и поэтому присутствует элемент непредсказуемости даже в контексте зрелищности. И нельзя забывать о том, что здесь яркие и известные команды очень горячо встречают, поэтому мощная поддержка болельщиков в любом случае гарантирована.